Помогаем бизнесу с 2013 года

В любой организации вне зависимости от ее размера и специфики деятельности должна быть организована работа по охране труда.

Безусловно, если сравнивать микроорганизацию, все работники которой работают в офисе и, например, строительную компанию, то понятно, что у второй объем работы по охране труда будет намного больше, чем у первой.

В нашей статье мы расскажем, как наладить оптимальную систему охраны труда, чтобы избежать штрафов, не увеличивать расходы на персонал.

Справочно: микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно.

Для чего нужна охрана труда?

Охрана труда это «правила дорожного движения» на работе. Это то, что обеспечивает безопасность жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности. Так, наниматели обязаны обеспечить соблюдение норм и правил по охране труда при выполнении работы, например, с ПЭВМ, поскольку практически все офисные работники используют в работе компьютеры и другую офисную технику.

Как правило, различается только продолжительность времени, которое работник проводит, используя компьютер. Основные требования по охране труда при работе с ПЭВМ установлены Типовой инструкцией по охране труда при работе с персональными электронными вычислительными машинами, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.12.2013 N 130.

Звучит банально, но работая в офисе, работники могут получать различные электротравмы, ушибы и прочие травмы в результате падения по причине загромождения проходов. И если все это происходит в рабочее время и на рабочем месте, то последствия для нанимателя могут быть самые разные. Но первый вопрос, который возникнет: как обеспечивается охрана труда в компании? Потому что, обязанность по организации работы по охране труда закреплена в нормативных правовых актах1, и несоблюдение требований по охране труда влечет для нанимателя различные неблагоприятные последствия, в том числе штрафы.

Минимальное = оптимальное решение

В организации (на момент найма первого работника) должны быть разработаны следующие документы по охране труда:

  • Положение об организации работы по охране труда, которое устанавливает порядок взаимодействия работников (отделов) по вопросам охраны труда, их полномочия, обязанности, ответственность и права соответствующих должностных лиц и специалистов организации в решении вопросов охраны труда2.

    Справочно: При разработке положения об организации работы по охране труда кроме Типового положения о службе охраны труда организации следует руководствоваться СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования».

  • Перечень профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда с учетом утвержденного штатного расписания организации3.
  • Перечень инструкций по охране труда4.
  • Инструкции по охране труда (например, при работе с ПЭВМ)5.
  • Документы по вопросам обучения, стажировки, инструктажа, проверки знаний и иным вопросам, предусмотренным законодательством об охране труда.
    К таким документам, в частности, относятся:
    • журнал регистрации инструктажа по охране труда6.
    • Программа вводного инструктажа по охране труда7.
    • Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа8.
    • Перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда9.
    • Приказ о внедрении системы управления охраной труда (СУОТ) в котором определено ответственное лицо организацию работы по обеспечению соблюдения требований по охране труда в организации10.
    • Локальные нормативные правовые акты, регламентирующие проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации11.

Справочно: Перечень профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда утверждается, если в организации есть рабочие, занятые на работах с повышенной опасностью (п. 27 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 175, далее – Инструкция N 175).

Перечень должностей специалистов, которые должны проходить стажировку с дальнейшей проверкой знаний по вопросам охраны труда и Перечень вопросов (билеты) для проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов утверждаются, если в организации есть специалисты, принятые или переведенные на работы, связанные с ведением технологических процессов, эксплуатацией, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, коммуникаций, зданий и сооружений, а также занятые на подземных работах (п. 37, 41 Инструкции N 175).

В процессе осуществления хозяйственной деятельности данный перечень документов будет пополняться следующей документацией:

  • План мероприятий по охране труда12.
  • Приказ руководителя организации об установлении Дня охраны труда13.
  • Программа Дня охраны труда14.

Как уже было сказано, данный список включает в себя самый минимальный перечень документов, который в обязательном порядке должен быть разработан и утвержден даже в микроорганизациях. В зависимости от специфики деятельности организации в соответствии с учетом требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, регулирующих осуществление видов деятельности организации, данный перечень может быть дополнен. Например, организации, не относящиеся к микро-, обязаны вести отдельно журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 8 к Инструкции N 175.

Кроме наличия минимального перечня документов по охране труда, каждая организация к моменту приема на работу первого работника (начиная с руководителя организации), должна выполнить в обязательном порядке следующие процедуры и действия:

  1. Обучение и проверка знаний специалистов по охране труда или других лиц, ответственных за охрану труда в организации.
    Не позднее 1 (одного) месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в три года, руководители, заместители руководителей организаций и структурных подразделений, а также специалисты, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны труда по соответствующим направлениям деятельности (например, члены комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда) проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях.
  2. Введение должности специалиста по охране труда или возложение обязанностей по охране труда на должностное лицо.

    Справочно: Должности специалистов (инженеров) по охране труда в организациях производственной сферы вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек.

    При меньшей численности работников, чем указано выше, наниматель может вводить должность специалиста (инженера) по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо. Таким лицом в микроорганизации, может быть, в частности, и сам руководитель.

    Для возложения обязанностей на должностное лицо по охране труда, данное лицо либо должно соответствовать квалификационным требованиям, установленным для специалиста (инженера) по охране труда, либо иметь необходимую подготовку. При этом под необходимой подготовкой понимается наличие у работника дополнительного образования в форме переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, с присвоением квалификации «Специалист по охране труда».

    Справочно: Квалификационными требованиями для специалиста (инженера) по охране труда являются:

    • высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;
    • среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет;
    • среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в любых других должностях не менее 5 лет.

    В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда.

  3. Проведение вводного инструктажа по охране труда (далее — вводный инструктаж).

    Вводный инструктаж проводится с работающими при:

    • приеме их на постоянную или временную работу в организацию;
    • участии в производственном процессе, привлечении к работам (оказанию услуг) в организации или на ее территории, выполнении работ (оказании услуг) по заданию организации (по заключенному с организацией договору).

    Вводный инструктаж проводится также с работниками других организаций, в том числе командированными, при участии их в производственном процессе или выполнении работ на территории организации.

    Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности. В микроорганизациях вводный инструктаж может проводиться руководителем организации.

Что будет, если охрана труда не налажена?

Мы уже упоминали, что несоблюдение требований по охране труда влечет для нанимателя различные неблагоприятные последствия в виде дисциплинарной, административной=финансовой и уголовной ответственности.

Так, в частности, невыполнение обязательных для соблюдения требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе в технических и локальных нормативных правовых актах влечет привлечение должностного лица (руководителя) или нескольких лиц к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 9.17 КоАП. По данному основанию предусмотрена санкция в виде штрафа в размере от 5 до 40 БВ. При чем, по результатам проверки должностные лица привлекаются к ответственности на основании ч. 1 ст. 9.17 КоАП по каждому эпизоду отдельно (несвоевременно прошли проверку знаний по вопросам охраны труда, отсутствуют инструкции по охране труда, не проводится инструктаж по охране труда и т.д.)

В случае же повторного нарушения в течение года после административного взыскания размер штрафа составит от 15 до 50 БВ (ч. 3 ст. 9.17 КоАП).

В случае нарушения нанимателем требований по охране труда, работник вправе требовать прекращения трудовых отношений в соответствии со ст. 41 Трудового Кодекса со взысканием с нанимателя убытков, в т.ч. денежной компенсации морального вреда.

Кроме того, ст. 306 Уголовного Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение правил охраны труда повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, или смерть человека (двух или более лиц).

В заключение заметим, что неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) об устранении нарушений; воспрепятствование уполномоченному должностному лицу государственного органа (организации) в проведении проверки; а также неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий влекут наложение административного взыскания в виде штрафа по ст. 23.1, 23.2, и 23.4 КоАП или административный арест.

Что же делать, если вы решили наладить процесс охраны труда хотя бы по минимуму?

Есть несколько вариантов того, кто этот вопрос может решить:

  1. Ответственный за охрану труда сотрудник в виде дополнительной нагрузки. Как правило, ответственным за охрану труда является директор, но если в компании есть другие начальники или кадровик, то можно эту функцию возложить на них. Правда, вдохновения в работе это мало кому прибавит.
  2. Специально нанятый человек – инженер по охране труда — согласно вышеизложенным инструкциям помогает в подготовке документов и организует обеспечение структурных подразделений необходимыми нормативными правовыми актами, локальными нормативными правовыми актами, наглядными пособиями, плакатами по охране труда. В небольшой компании — это дополнительные постоянные затраты поэтому этот вариант — не вариант.
  3. Привлечение организаций, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, которые окажут услугу полного цикла – достаточно дорогая услуга, которая подойдет достаточно крупным производственным или строительным компаниям.
  4. Привлечение специализированных организаций либо индивидуальных предпринимателей, которые подготовят документы. Специальная аккредитация такой компании не нужна, поэтому это быстрый и экономичный вариант для небольших компаний.
  • 1 – Глава 16 Трудовой кодекс Республики Беларусь; ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда», далее – Закон;
  • 2 – абз. 7 ч. 2 ст. 17 Закона;
    подп. 3.2 п. 3 Норматива численности специалистов по охране труда, утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.07.1999 N 94;
  • 3 – п. 11 Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 176;
  • 4 – ч. 2 ст. 26 Закона;
  • 5 – подп. 11.3 п. 11 Типового положения о службе охраны труда организации, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2013 N 98;
  • 6 – п. 30, 47 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 175, далее – Инструкция N 175;
  • 7 – п. 47 Инструкции N 175;
  • 8 – п. 55 Инструкции N 175;
  • 9 – п. 38 Инструкции N 175;
  • 10 – абз. 10 ч. 2 ст. 17 Закона;
  • 11 – п. 7 Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2003 N 159, далее — Типовая инструкция;
  • 12 – п. 3 Инструкции о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2013 N 111;
  • 13 – ч. 1 п. 31 Типовой инструкции;
  • 14 – ч. 2 п. 31 Типовой инструкции.