Помогаем бизнесу с 2013 года

Ольга Гучек,
бизнес-юрист, медиатор

12 июля 2024 г. вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь «О рекламе» от 10.05.2007 № 225-З (далее – Закон о рекламе), а с ними – не только обязанность быть в реестре рекламораспространителей, если вы оказываете рекламные услуги, но и другие.

Что изменилось?

  1. Расширено понятие «объект рекламирования».

    Само по себе понятие «объект рекламирования» в ст. 2 Закона о рекламе приводится через указание что именно может быть таким «объектом»: товар, работа, услуга, организация и так далее. Это нечто, что рекламодатель хочет «продвинуть», к чему привлечь внимание. Список широкий и включает в себя также торговый объект, капитальное строение, игры, рекламные мероприятия. Из нового: добавлено доменное имя сайта, логотип, эмблема, знак, символ.

    На мой взгляд, корректировка определения «объект рекламирования» носит формальный характер. Несмотря на то, что доменного имени сайта не было в числе «объектов рекламирования», фактически Интернет-баннер только с именем сайта был бы признан рекламой, как и логотип, нанесенный на автомобиль компании.

    Для какой цели нужно понимать, какой «объект рекламирования» в конкретной рекламе? Для того, чтобы учесть правила, установленные законодательством для данного объекта: где можно, а где нельзя размещать, что можно, а что нельзя писать в рекламе. Например, если объект рекламирования – «пиво», то мы не можем использовать в рекламе образы людей (абз. 10 части 1 п. 1 Закона о рекламе).

  2. Реестры для рекламодателей.

    Встречались вопросы, есть ли «реестр рекламодателей», по аналогии с «реестром рекламораспространителей». Отдельного «реестра рекламодателей» нет, однако появилось требование, что если для осуществления какой-либо деятельности нужно находиться в реестре, то реклама такой организации или гражданина возможна только после включения в соответствующий реестр (ч. 3 п. 6 ст. 10 Закона о рекламе).

    Например, если вы занимаетесь оказанием услуг по размещению рекламы, то рекламировать свои услуги вы можете только после того, как будете включены в реестр рекламораспространителей.

    Аналогичное требование было и остается для лицензионной деятельности: реклама допустима только если есть лицензия.

  3. В Закон о рекламе добавлены нормы о реестре рекламораспространителей (п. 14 ст. 10 Закона о рекламе).

    Это не новое требование. Ранее они содержались в Указе Президента Республики Беларусь от 02.11.2021 № 426 «О размещении (распространении) рекламы». Из нового, о чем уже много писали в разных источниках — для оказания услуг по размещению рекламы в Интернете нужно быть в реестре. Ранее такое требование отсутствовало, точнее было в числе исключений, когда в реестре находиться не нужно.

    Основное, что нужно знать о реестре рекламораспространителей:

    • Вам нужно в реестр, если вы кого-то рекламируете, т.е. оказываете услуги;
    • Вам не нужно в реестр, если вы рекламируете сами себя, т.к. вы при этом не оказываете услуги;
    • Есть исключения, когда в реестр не нужно, даже если вы кого-то рекламируете. Например, для оказания услуг по размещению наружной рекламы, рекламы на транспортных средствах, рекламы в зданиях и так далее;
    • Для включения в реестр нужно подать уведомление в Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Это бесплатно.

    У Совета Министров есть полномочие определить иные услуги, которые можно оказывать, не находясь в реестре. Поэтому, возможно, какие-то исключения еще появятся.

  4. Норма о рекламе с использованием сетей электросвязи дополнена.

    Нельзя отказать заключить договор на оказание услуг телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты, если абонент или адресат отказывается дать согласие на получение рекламы (п. 1 ст. 12 Закона о рекламе).

  5. ИП не могут оказывать услугу по размещению наружной рекламы.

    Закреплено, что деятельность по размещению (распространению) наружной рекламы третьих лиц на принадлежащих рекламораспространителям средствах наружной рекламы вправе осуществлять только рекламораспространители, являющиеся организациями (ч. 13 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе). Теперь ИП могут размещать на принадлежащих им средствах наружной рекламы только собственную рекламу.

  6. Согласование содержания наружной рекламы

    Требование не новое, ранее содержащееся в Декрете Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства». Сейчас оно закреплено в п. 4 ст. 13 Закона о рекламе: размещение (распространение) наружной рекламы допускается после согласования этой рекламы с Минским городским, городским (города областного подчинения) или районным исполнительным комитетом по месту ее размещения (распространения). Указанные требования не распространяются на размещение (распространение):

    • социальной рекламы;
      Это реклама, которая не носит коммерческого характера. Думаю, многие видели рекламные щиты о пожарной безопасности, об уплате налогов, о защите материнства и детства и т.д. Ее рекламодатели — государственные органы. Оценку качества социальной рекламы перед ее размещением осуществляет Межведомственный совет по рекламе. Исключение, когда такая оценка не требуется – это социальная реклама, содержащая исключительно информацию о государственных праздниках, праздничных днях, памятных датах или мероприятиях республиканского или местного значения (п. 1 ст. 91 Закона о рекламе);
    • наружной рекламы, размещаемой (распространяемой) на средствах наружной рекламы, включенных перечень средств наружной рекламы, размещение которых допускается без наличия разрешения. Этот перечень утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.07.2021 № 395).
      В их числе, например, вывески, плакатницы, неспециализированные средства наружной рекламы, выполненные в виде строительных сеток, используемых для ограждения строительных объектов. Нужно быть внимательным с тем, чтобы правильно классифицировать средство наружной рекламы.
    • рекламы, которая должна согласовываться с Министерством здравоохранения.
  7. Требования по согласованию закреплены также для рекламы на транспортных средствах, установлены исключения, когда такое согласование не требуется (п. 3 ст. 14 Закона о рекламе).

    Они также не новые, и содержались в упомянутом выше Декрете №7 и Положении о порядке согласования содержания наружной рекламы и рекламы на транспортном средстве, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.2021 № 561 «О порядке согласования содержания наружной рекламы и рекламы на транспортном средстве».

    Обращу внимание, что 12 июля 2024 г. вступило в силу Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О реализации Закона Республики Беларусь от 6 января 2024 г. № 353-З «Об изменении законов по вопросам рекламы» от 08.07.2024 №48, которым данное Положение изложено в новой редакции. Ссылка pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22400484

    Согласование не требуется, в частности, если это исключительно информация о владельце транспортного средства, о перевозчике, товарные знаки, используемые для обозначения товаров, работ и (или) услуг указанных лиц.

    Обращу внимание на фразу, что это должна быть реклама «содержащая исключительно» указанную выше информацию. То есть дополнительные фразы, слоганы, логотипы, не зарегистрированные в качестве товарных знаков выведут такую рекламу в категорию рекламы, требующей согласования. Указание доменного имени сайта, по ранее высказанному мнению Министерства антимонопольного регулирования и торговли, является дополнительной информацией и требует согласования. Ссылка: mart.gov.by/activity/regulirovanie-reklamnoy-deyatelnosti/faq-adv-reg/soglasovanie-naruzhnoy-reklamy-i-reklamy-na-transportnom-sredstve/neobkhodimo-li-poluchenie-soglasovaniya-soderzhaniya-reklamy-na-transportnom-sredstve-esli-ona-soder/.

  8. Разрешается реклама алкогольных напитков на радио и телевидении, которая длительное время была запрещена.

    Теперь запрет распространяется на промежуток времени с 7.00 до 22.00 (абз. 2 п. 1 ст. 17 Закона о рекламе). Соответственно, с 22.00 до 7.00 такая реклама допустима, с учетом иных установленных Законом ограничений. Например, к их числу относится запрет использовать образы людей или рассказывать о потребительских свойствах, показывать потребительскую упаковку.

  9. Появляется понятие «безалкогольное пиво».

    Согласно определению, закрепленному в абз. 1 ст. 2 Закона о рекламе, это пиво, в котором объемная доля этилового спирта не более 0,5%. Для производителей пива это хорошая новость, поскольку ранее все ограничения для рекламы пива распространялись также и на безалкогольное пиво. Тем не менее, ограничения все же есть, и в их числе запрет размещать рекламу в помещениях учреждений образования, здравоохранения, культуры; использовать образы людей и животных, призывать к употреблению безалкогольного пива.

    Нельзя под прикрытием безалкогольного рекламировать обычное пиво: реклама безалкогольного пива должна содержать указание на его безалкогольный характер (часть 4 п. 1 ст. 18 Закона о рекламе).

    В п 2 ст. 18 Закона о рекламе, который говорит нам о запрете проводить конкурсы, рекламные, культурные, образовательные, спортивные и спортивно-массовые мероприятия в целях стимулирования реализации пива и слабоалкогольных напитков, изменения не внесены. Поэтому можно сделать вывод, что для безалкогольного пива таких ограничений нет.

Готовы проконсультировать по вопросам рекламы и рекламного реестра. Пишите в Телеграм или Вайбер +375 29 114 89 98