Помогаем бизнесу с 2013 года

Подоходный налог

В проекте Налогового Кодекса планируется исключение льготных ставок подоходного налога (0% и 6%) при выплате дивидендов при распределении прибыли организации.

Также планируется отмена освобождения от подоходного налога доходов, полученных от реализации долей в уставном фонде белорусских организаций, принадлежащих плательщику непрерывно не менее 3 лет, а также акций белорусских организаций, отчуждаемых не ранее 3 лет с даты приобретения.

При этом продлевается до 01.01.2030г. действие льготы, по которой освобождаются от налогообложения доходы, полученные инвесторами-физлицами от участия в инвестиционных фондах, зарегистрированных (инвестиционные паи которых зарегистрированы) в Республике Беларусь.

Ожидаемо подрастет размер совокупного дохода плательщика в целях применения ставки подоходного налога в размере 25%: с 200 000 рублей до 220 000 рублей.

Планируется исключить из состава расходов, не учитываемых при налогообложении, обязательные страховые взносы, уплачиваемые в бюджет ФСЗН с доходов ИП — плательщика подоходного налога. Т.е. суммы взносов индивидуальный предприниматель на подоходном налоге сможет отнести на затраты.

Не будут признаваться объектом налогообложения доходы плательщика-наследника доли в уставном фонде организации в размере не превышающем сумму вклада в УФ организации или понесенных участником организации – наследодателем, при выплате наследнику действительной стоимости доли в УФ организации или выдаче ему в натуре имущества на такую стоимость при отказе участников организации на участие в данной организации наследников (правопреемников).

До 01.01.2028 будет продлено действие ставки 13% в отношении доходов, полученных в течение календарного года по трудовым договорам от резидентов ПВТ.

Налог на прибыль

Планируется внести ограничения по применению инвестиционного вычета в целях обеспечения его направленности на обновление основных средств, используемых исключительно в производственной деятельности – конкретизируется, что относится к зданиям и сооружениям производственного назначения.

Вводится запрет на инвестиционный вычет при одновременном применении в отчетном периоде освобождения по налогу на прибыль (права на неуплату налога на прибыль) и (или) пониженных ставок налога на прибыль.

Также нельзя будет применить инвестиционный вычет по основным средствам, нормативный срок службы которых менее 5 лет. Не предусмотрен такой вычет и по основным средствам, полученным правопреемником при реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования) от реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом/ разделительным балансом.

Отменяются льготные ставки (0% и 6%) по налогу на прибыль по дивидендам организаций. Как следует из положений законопроекта, отмена данных льгот будет происходить постепенно. Льготная ставка в 6% при распределении прибыли после трехлетнего периода будет отменена с 1 января 2026 г., льготная ставка в размере 0% после пятилетнего – с 1 января 2028 г. Таким образом, в 2025 г. распределить прибыль можно будет еще с применением льгот. Однако на этом моменте всем заинтересованным следует сделать акцент и проследить, каким образом будет внедряться норма.

Повышается ставка налога на прибыль с 25% до 30% для коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций. Закрепляется ставка 30% для операторов электросвязи.

Иностранный капитал, взаимозависимые лица, займы

Вырастет ставка налога на доходы по дивидендам, получаемых иностранными организациями — с 15% до 25%. Эта мера скорее всего коснется бизнеса из недружественных стран, ее цель — предупреждение вывода капитала за пределы Беларуси.

В части налога на доходы иностранных организаций (далее – НДИО) появляются новые объекты налогообложения:

  • доходы иностранных юрлиц в случае выполнения работ/оказания услуг взаимозависимому белорусскому лицу. Базовая ставка налога по таким доходам — 15%, возможно применение положений Соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • доходы иностранных юрлиц, являющихся участниками (акционерами) белорусских юрлиц, получаемые в связи с их выходом (исключением) из белорусских юрлиц либо при распределении прибыли, имущества ликвидируемых белорусских юрлиц. Такие доходы будут облагаться по ставке 15%.

В то же время проект Налогового кодекса закрепляет положение, что суммы возмещения убытков иностранным организациям не признаются объектом обложения налогом на доходы.

Предполагается усиление контроля за сделками между взаимозависимыми лицами. К контролируемым планируют относить сделки со взаимозависимым лицом или с плательщиком, применяющим особые режимы налогообложения:

  • по реализации или приобретению акций (долей в уставном фонде) организации;
  • по предоставлению (получению) займа.

По предоставлению займов попадут сделки, превышающие 400 тыс. рублей. Пороговым значением по таким сделкам предлагается считать сумму остатка невозвращенных контрагентом кредитов (займов) на начало года.

Отрицательные курсовые разницы не будут влиять на налоговую базу при учете обязательств по займам в валютном эквиваленте. Цель этой меры — пресечение злоупотреблений, связанных с предоставлением и получением займов.

Планируемые изменения также расширяют перечень взаимозависимых лиц: руководитель организации и его родственники, наниматель и работники, организации, у которых руководителем является одно и тоже лицо.

НДС

При реализации на территории РБ товаров с дополнительной выгодой иностранными организациями и ИП — резидентами ЕАЭС на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных договоров, заключенных с организациями и ИП состоящими на учете в налоговых органах РБ, такая дополнительная выгода будет признаваться объектом НДС.

Не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, в отношении которых расходы признаны экономически необоснованными затратами.

При необходимости исчисления НДС от деятельности индивидуального предпринимателя предлагается определить квартал отчетным периодом по этому налогу.

Вносятся изменения в части определения места реализации работ, услуг, имущественных прав. Будет расширен перечень услуг в электронной форме, место реализации которых определяется по месту нахождения покупателя.

К ним будут добавлены: маркетинговые услуги в интернете; услуги по предоставлению через интернет технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для увеличения (стимулирования) продаж через электронную торговую площадку; услуги по подборке (выборке) информации, при условии что лицо, предоставившее эту информацию, или иной пользователь, имеет к ней доступ через интернет, а для цели признания услугами в электронной форме услуг по хранению и обработке информации расширено условие о возможности доступа к информации через интернет не только лицам, предоставившим информацию, но и иным пользователям; услуги обработки и предоставления результатов обработки статистики на сайтах в интернете; автоматизированное дистанционное обучение через информационную сеть за исключением случая, когда информационная сеть используется как средство коммуникации.

Объектом налогообложения НДС не будут признаваться обороты по отчуждению цифровых знаков (токенов), в том числе обороты по их отчуждению иностранными организациями (иностранными ИП), не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь. В то же время следует отметить, что с 01.01.2025 не будут подлежать вычету суммы «входного» НДС по приобретенным (ввезенным) объектам, связанным с осуществлением деятельности и (или) операций по майнингу, созданию, размещению, приобретению и (или) отчуждению цифровых знаков (токенов).

По НДС мы приводим некоторые изменения, рекомендуем ознакомиться с остальными более детально.

Акцизы

Ожидается, что с 2025 г. электронные системы курения и системы для потребления табака будут исключены из перечня подакцизных товаров. Планируется увеличение ставок акцизов, но по бензину, дизельному и судовому топливу ставки предлагается сохранить на уровне 2024 г.

Транспортный налог

Предполагается повышение ставок транспортного налога для организаций и физлиц в среднем на 5,3%. Корректируется состав льгот по налогу. От налога будут освобождены ТС:

  • военнослужащих срочной военной службы;
  • физлиц, проходящих альтернативную службу.

Как и ранее, десятикратная ставка транспортного налога будет применяться в отношении ТС повышенной комфортности, включенных в перечень, определяемый Совмином. При этом условие о том, что такие ТС должны быть не старше 3 лет, будет исключено. Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, для целей применения увеличенной ставки будет указано в перечне, определяемом Совмином.

Увеличение предельных значений валовой выручки для применения УСН

Проект предусматривает с 2025 г. увеличение критериев валовой выручки, позволяющих перейти на УСН и применять ее:

  • для перехода на УСН значение валовой выручки за первые 9 месяцев года, предшествующего календарному году, в котором претендуют на начало применения УСН, увеличивается с 1 733 440 рублей до 1 827 045 рублей.;
  • для сохранения права применения УСН валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года не может превышать 2 436 060 рублей. В 2024 г. этот показатель не должен превышать 2 311 250 бел. руб.

Токены и криптовалюта

Проект Налогового Кодекса определяет порядок налогообложения сделок с токенами и криптовалютой. Подоходный налог 13% будет взиматься с операций с токенами по договору (соглашению), заключенному с зарубежной торговой площадкой, иной иностранной организацией, иностранным индивидуальным предпринимателем, физическим лицом на основании налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц.

Если же доходы по операциям с токенами и криптовалютой сделки будут получены:

  • по операциям с токенами, в т.ч. по их приобретению и (или) реализации, созданными резидентами Парка высоких технологий и (или) через резидентов ПВТ;
  • по операциям с токенами, совершенным через резидентов ПВТ, осуществляющих соответствующий вид деятельности;
  • от деятельности по майнингу;
  • от обмена токенов на иные токены, за исключением доходов, полученных в рамках деятельности, которая в соответствии с законодательством является незаконной и (или) запрещается;
  • в виде наследства токенов;
  • в результате дарения токенов от физических лиц, по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, по совокупности с иными доходами, полученными в результате дарения, и в размере, не превышающем предел, установленный п. 22 ст. 208 НК, в течение налогового периода (11 516 рублей в 2025 г.), —

то объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц такие доходы не признаются. Вышеуказанная статья устанавливает исчерпывающий перечень операций, при которых сделки с токенами и криптовалютами облагаться подоходным налогом не будут.

У физических лиц по-прежнему остается право майнить, завещать и дарить токены, менять токены на токены можно даже на иностранных сервисах. В проекте кодекса уточняется, что доходы, полученные в виде токенов, при налогообложении пересчитывают в белорусские рубли по курсу Нацбанка на дату фактической передачи токенов. Если же эту дату определить невозможно, то на дату совершения операции с токенами.

Доход юрлица от размещения собственных цифровых знаков (токенов) признается объектом для налога на прибыль и облагается по ставке:

  • 9% – резидентами ПВТ;
  • 20% – в иных случаях.

Напомним, что действующий Налоговый кодекс освобождает до 1 января 2025 г. от подоходного налога доходы от майнинга, купли-продажи и подобных операций с токенами.

Подробнее по налогообложению операций с токенами смотрите Налоговый кодекс «Статья 202-1. Особенности исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных по операциям с цифровыми знаками (токенами)»

Электронная торговля и маркетплейсы

Отчеты электронных торговых площадок не содержат адресов доставки и это часто проблема для бухгалтера с точки зрения применения прописанных норм законодательства для правильного налогообложения. Поэтому корректируются нормы пункта 2 статьи 116 об определении места реализации товаров при их электронной дистанционной продаже: выражение «по адресам, расположенным за пределами Республики Беларусь» будут заменены словами «на территорию иностранного государства».

В статье «Место реализации работ, услуг, имущественных прав» (ст. 117) планируются изменения в части наименования и разграничения услуг в электронной форме.

Сведения о продажах товаров, которые белорусские юрлица реализуют посредством электронной торговли покупателям за пределами Республики Беларусь, будут направляться в МНС. Это также предусматривает проект изменений в Налоговый кодекс:

«Белорусская организация, организующая электронную дистанционную продажу товаров белорусских организаций, белорусских индивидуальных предпринимателей покупателям товаров Республики Беларусь и покупателям товаров, находящимся за пределами Республики Беларусь, а также расчеты с покупателями таких товаров, обязана представлять ежеквартально не позднее срока, установленного для представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, на безвозмездной основе в Министерство по налогам и сборам по установленным форме и формату в электронном виде сведения о таких белорусских организациях, белорусских индивидуальных предпринимателях, их оборотах по реализации товаров по государствам, на территорию которых товар доставлен покупателю (далее – сведения о продажах).

Представлению подлежат сведения о продажах товаров, заказ которых белорусская организация, белорусский индивидуальный предприниматель получают посредством электронной торговой площадки белорусской организации, организующей электронную дистанционную продажу товаров.

Формы, формат и порядок представления сведений о продажах устанавливаются Министерством по налогам и сборам.»